Прошлая эпоха хайтека проецируется на ноосферу, – область пребывания знаний, идей и образов, – феноменом НЛО, Неопознанных Летающих Объектов. Причем очень легко, без всякой мистики, объяснить, почему они были именно такими. Неопознанными – да какой смысл говорить об известном. Где тут – сенсация.
Да, газеты индустриальной эпохи печатали, конечно, расписание рейсов из областного аэропорта, но и то, только в момент смены расписания с летнего на зимнее и наоборот, то есть в момент появления новизны…. Летающими – так прошлая эпоха хайтека была авиационно-космической. Этажерки братьев Райт, парение Сергея Уточкина над и ныне существующим велотреком, рекордные перелеты…
Вот стих Константина Бальмонта про литовских летчиков Дарюса и Гиренаса, совершавших в 1933 году перелет "Новый Амстердам – Ковно" на аэроплане "Lituanica".
"И если - безогляден - смелый
Был Роком сорванный полет,
Нам указуя все пределы,
Он к безпредельности зовет!"
В роли Рока, как это частенько случалось в индустриальную эпоху, выступил пулемет. Охранники форпоммернского концлагеря Берлинхен, увидев в небе неопознанный объект, приняли меры к тому, что бы он, в кратчайшие сроки перестав быть летающим, грохнулся на землю Померании… Правительство Рузвельта гибель своих граждан, с почестями похороненных на Воинском кладбище Каунаса, "не заметило".
Появлениями неопознанных аэропланов полны были газеты эпохи между мировыми войнами. Усиливалась активность, как правило, при росте международной обстановки, или в летнее отсутствие новостей, когда нечем было заполнять ленты и полосы…
В зенит популярности НЛО вскарабкались в эпоху Холодной войны. Когда увидел Кеннет Арнольд свои пресловутые "тарелки"? Правильно, в 1947 году. Когда авторы журнала "Look" задаваясь вопросом "Когда Россия будет иметь атомную бомбу?", утешали почтенную публику, что произойдет это скорбное событие не ранее 1954 года.
Но – срок-то сроком, а идея о русской атомной бомбе была вброшена в менталитет американцев пораньше, чем грохнула первая РДС-1. А неопознанный летающий объект, который может свалить на плешь атомную бомбу, похуже, чем объект рассыпающий мелинит и, даже, щедрой рукой разливающий горчичный газ. (О нервнопаралитических фосфорорганиках, всяких там зарин-табунах, измысленных добрым доктором Шрадером, население знало много меньше…)
Так что авиационно-ядерный век и породил НЛО в массовом сознании. Ну а ракетные пуски просто рисовали их на ткани небес – вроде вывода на орбиту "Космоса-955" породившего распиаренное "карельское НЛО". (Сведения легко можно найти на сайте "Роскосмоса".)
Иногда всплывавшая идея об инопланетянах для феномена НЛО была вторичной – все же проклятые гуманоиды, да и жукоглазые монстры тоже, менее убедительны, чем кровожадные русские с их боевыми медведями, откушавшие под развесистой клюквой водки из самовара…
Скажем еще несколько слов про НЛО, существовавший только в сфере коммерческой мифологии, но весьма интересный. Это – "Альбатрос". Летательный аппарат жюльверновского инженера Робура. В движение его приводили электродвигатели, запитанные от аккумуляторов. И хотя фантазии романиста и предшествовал проект "электролета", выдвинутый в 1869 году реальным инженером А.Н.Лодыгиным, в реальности такие машины появились только сейчас.
Мелкие дроны, как правило, летают на электродвигателях, а их появление стало возможно тем, что аккумуляторы были отлажены и доведены до массового производства ИТ-отраслью, на ноутбуках и телефонах. К двигателистам технология пришла от "слаботочников". (Мельчайшие версии таких дронов можно купить в подарок детям к Новому Году в любом компьютерно-телефонном салоне…)
Ну а у нынешней эры хайтека, компьютерно-информационной по сути, есть свои неопознанные объекты. Они, правда, невидимы, но куда более реальны, чем НЛО. Лезешь на любой анархиствующий ресурс – и антивирус тут же вышвыривает в правый нижний угол дисплея окошечко со сведениями об остановленной атаке. И атака эта – анонимна. То есть – неопознана.
Прошли те времена, когда редкого писателя вируса отлавливали, арестовывали, судили и приговаривали к астрономическому штрафу. Сейчас вирусы – привычное зло. Борьба с которым занимает не малую, но, в общем-то, не критичную, часть ресурсов компьютера. Ну как наша иммунная система постоянно борется с вирусами реальными. Нет. Точнее говоря – с биологическими. Вирусы компьютерные, как знает каждый, не менее реальны.
Так что возьмем и обратимся к одному широко известному артефакту из сферы коммерческой мифологии – фильму "День независимости". Эту историю о нашествии НЛО очень забавно воспринимала публика в европейских городках, некогда испепеленных Восьмой воздушной – они радостно аплодировали при разрушении Белого Дома… Но вот реальность рассказывает нам куда более интересную историю – об атаке неизвестных объектов, случившейся тоже на День Независимости.
Атака эта началась 4 июля 2009 года. Сеть ботнетов атаковала компьютерные сети главных административных, финансовых и новостных ресурсов США и Южной Кореи. В то время, как североамериканский обыватель резвился, запивая шипучкой свой фаст-фуд, сеть ботнетов из сорока, что ли, тысяч компьютеров (оценки гуляют, от 20 тысяч, насчитываемых Национальной Разведывательной Службой Южной Кореи, до 166 тысяч, как полагают вьетнамские, очень серьезные, специалисты кибербезопасности) обрушила волну DDoS-атак на сайты Белого Дома и Министерства Безопасности Короны, тьфу, нет, не Короны, Родины конечно…
В течение следующих пяти дней свою долю компьютерных радостей получили сайты Министерства финансов, подчиненной ему Секретной службы… Но это-то ладно, бюрократы есть бюрократы.
Но и более полезная для практических нужд информация с сайтов Федеральной комиссии по торговле и Министерства транспорта оказывалась недоступной. (Это покруче захвата портов американскими борцами с Уолл-стритом, каждый пользовавшийся интернет магазином поверит…) А еще – NASDAQ, от функционирования которой в немалой степени зависит эффективность функционирования хайтека, причем по всему миру. А еще – Нью-Йоркская фондовая биржа, на которой котируется изрядная часть собственности планеты. А еще – Нью-Йоркская товарная биржа, повелевающая движениями гигантских потоков ресурсов и продуктов по планете.
Обваливание сайта влиятельной Washington Post на этом фоне это так, семечки… Белый дом, правда, отбился. Его компьютерщики озаботились возможностью разброса трафика по двадцати тысячам зеркальных серверов, распределенных по планете. Так что подвисали лишь те, что находились в Азии. За что представителю Белого Дома Нику Шапиро пришлось, "теряя лицо", извиняться перед загадочной желтолицей расой.
Дальше "получили свое" правительственные учреждения Южной Кореи – президентский Синий Дом, Парламент, Разведка, … Вместе с ними, – что было куда серьезнее, – начали подвергаться атакам южнокорейские банки. (Это хуже всего – банки там тесно связаны с промышленностью, а автора этих слов и на службе, и на дороге, и дома окружает поразительно много южнокорейского, ну а как один таиландский дождик может перекосить компьютерный рынок, мы уже писали…) Но Южная Корея тоже отбилась. Даже от той атаки, где были задействованы 166 тысяч компьютеров-зомби.
Но – остаются вопросы. Кто же организовал эту атаку? Вьетнамцы из Bach Khoa Internetwork Security (уже сделавшие привычной свою аббревиатуру BKIS) проследили следы управления ботнетами до курортного Брайтона. И это – все. Кто организовал атаку, кто ее запустил?
Северокорейский "Отдел 110", как считают многие? Может быть… А может быть этот "отдел" в родстве со СМЕРШем из книжек Яна Флеминга. Откуда о нем кто-то знает? От перебежчиков? Ну да, они вам расскажут. Как сам покойный Великий Руководитель им лично приказал…
Вот Виктор Суворов честно рассказывает, что купил дом с садом за гонорар от книжки о советской армии. Интеллектуал Джеймс Энглтон, глава контрразведки ЦРУ, знал цену и перебежчикам и их откровениям… (Наверное, он любил орхидеи из-за того, что изрядно изучил людей.)
Вот известное НЛО, оно же Lockheed U-2. Рассказ американцев об изучении турбулентности изобличался легко – в снаряжении Пауэрса были николаевские золотые десятки, предназначенные для оплаты потенциальных пособников, запрещенные к хождению на территории союзной Штатам Турции... Да и сам Пауэрс, охотно освоил смежную, – проходящую тоже по летному ведомству, – профессию "канарейки".
А вот программный код допрашивать бесполезно. Терморектальный криптоанализ (как и любой иной) ему неопасен. И даже комментарии к коду на иврите или русском матерном (он же – технический) ни о чем не говорят.
Так что в области программного обеспечения мы имеем абсолютно реальные и абсолютно неопознанные объекты. Которые, если мы расслабимся, принесут нам куда больше проблем, нежели жукоглазые монстры. Сомневаетесь – а отключите-ка антивирус с файрволом?!